13-04-2015

Web-аналитика

Web - аналитика Результативность рекламы в интернете, эффективность рассылок и в целом любых действий компании в Сети, оценивается с помощью систем веб-анализа. Маркетологу, работающему в интернете, необходимо установить систему анализа трафика. Но большое количество определений создаёт препятствие для простого и точного понимания вопроса, поэтому необходимо разобраться в деталях: какими инструментами обладает современная веб-аналитика и в чём заключаются её основные функции?

Веб-аналитика (как и анализы истории посещений и трафика) подразумевает под собой сбор, анализ и составление отчетов об использовании сайта и поведении его пользователей. В основном исследуется, откуда приходят посетители, какие разделы их интересуют и часто ли запрашивают те или иные страницы.

С помощью собранной информации с сайта оценивается эффективность присутствия компании в Интернете и оптимизируется ресурс для достижения поставленной цели. Например, число заказов и подписчиков на рассылку повышается частотой и количеством посещений, увеличением глубины просмотра страниц.
Веб-аналитика исследует общую безадресную информацию о пользователях, никак не связывая выводы с конкретными людьми.

Программных решений, для анализа информации о пользователях много и разделить их можно по следующим областям:


В данной статье рассматривается обзор принципиально возможных видов анализа данных, получаемых в Сети. Области анализа могут сильно различаться для разных продуктов, и вряд ли какая-то услуга/товар займет определенную нишу полностью.
Рынок может требовать от товара качеств, которыми тот не наделен. Веб-анализ помогает прояснить предпринимателю ситуацию, и поможет создать продукт, который будет соответствовать необходимым требованиям.


Данные о пользователях и технических параметрах

Анализ этих данных помогает отвечать на вопросы:


Трафик и посетители

Как же все таки ответить на простой вопрос: каков трафик конкретного сайта? В основном за единицу измерения берут число запросов HTML-страниц. При долгосрочном периоде полезен показатель общего количества обращений к сайту, но его содержательность ограничена, и чаще всего владельцы сайтов прибегают к анализу числа запрошенных страниц. Чем больше страниц — тем успешнее сайт. Еще ценнее информация о том, к каким именно страницам обратился пользователь. С помощью полученных данных можно, например, выяснить какое время наиболее оптимально для проведения технических работ, чтобы помешать как можно меньшему числу посетителей.

Показателен анализ количества посетителей и посещений и их взаимосвязь с запрошенными страницами. Пользователей опознают cookies – так можно узнать, идет ли речь о разовом посещении пользователем или уже о постоянном. Для постоянных посетителей можно также определить частоту обращений к сайту. Высокий процент разовых посетителей будет означать, скорее всего, что у конкретного сайта высокий рекламный потенциал. Наоборот, значительная доля постоянных посетителей говорит о качестве контента.

О качестве сайта в целом говорит также большая глубина просмотра за одно посещение: только посетитель, удовлетворенный ожиданиями от сайта, запросит несколько страниц.
На следующем уровне выразительности стоит число посещений конкретного пользователя. Объяснение аналогичное. Стоит также измерить так называемую лояльность посетителей.
Временной интервал между посещениями конкретного пользователя выражает частоту посещений. Но интерпретировать этот показатель можно по-разному. Если речь идет о новостном портале, частота – один их главных инструментов анализа (идеально, когда посетители возвращаются на сайт ежедневно). Но для других сайтов не страшно, если интервал между обращениями шире. Меньшая частота еще не говорит о низком качестве ресурса. (Например, посетители интернет-магазинов могут вернуться спустя несколько недель, когда захотят сделать еще один заказ).


Источники посетителей

Чтобы число посетителей повышалось, для начала нужно знать, откуда они приходят на сайт сейчас. Оценив источники переходов, можно определить, нужно ли продвигать по ним сайт и дальше, какие заполнить пробелы. Здесь целесообразно составить перечень сайтов, на которые ссылаетесь вы, и наоборот – список ресурсов со входящими ссылками.
Часто основной трафик генерируют поисковые машины, поэтому детальный анализ поисковиков особенно полезен.


Поисковые машины

Поисковые машины находят сайты преимущественно по ключевым словам. Веб-анализ позволяет определить, по каким словам сайты ищут пользователи. Информация о ключевых словах показывает насколько сайт заметен в результатах запросов. Но определить, по каким ключевым словам вас не находят, нельзя.

Для проверки успешности seo-мероприятий достаточно и сведений о ключевых словах. Изменение позиций сайта по конкретному запросу очевидно.
Помимо информации о происхождении ваших посетителей, важны и их собственные характеристики – например, географическая принадлежность (страна, регион, город). Такие сведения помогают установить, на верную ли целевую группу сориентирован контент вашего сайта географически? Или наоборот – не нужно ли расширить регионы поставок, если локально ориентированный продукт спрашивают пользователи из других регионов?

Некоторые средства веб-анализа по географии могут определить принадлежность IP-адреса к организациям, которые сами владеют сетями. Сведения могут быть приблизительными, но эти данные могут указать, к какому предприятию, вероятно, относится посетитель (если только компания подключена к сети не через провайдера).


Браузер и аппаратное обеспечение

В то время как, планируя редизайн, вы раздумываете, на какой ориентироваться браузер и экранное разрешение, важность этих параметров отходит на задний план. Именно браузеры и разрешения меняются постоянно: новые программы и операционные системы пользователи устанавливают вскоре после выпуска, а разрешение постоянно растет. Чтобы выровнять технические характеристики сайта и возможности пользователей, нужен непрерывный анализ. Веб-аналитика дает справку не только об актуальном положении дел, но и прогнозирует тенденции — например, увеличения экранного разрешения.

Можно получить данные, которые обоснуют решение об оптимальной комбинации браузеров с операционными системами, или об оптимизации сайта под мобильные приборы (в этой области требования меняются еще быстрее).
Анализ контента и поведения пользователей может дать ответы на вопросы следующего характера:


Стандартные параметры веб-анализа контента и поведения пользователей оценивают количество обращений к определенным страницам и выделяют десять самых популярных страниц. Но обычное сравнение обращений к различным страницам не показательно поскольку на главную страницу заходят гораздо чаще, чем в разделы, находящиеся в глубине сайта. И чем ниже страница расположена на навигационном дереве, тем, вероятнее всего, реже заглядывает на нее посетитель.

Большую ценность имеют данные о том, как часто конкретная страница используется, как точка входа или выхода с сайта. Также показательно само число запросов т.н. страниц разового обращения, т.е. точек входа, информация на которых побудила посетителя немедленно покинуть сайт. Такие страницы – являются серьезной предпосылкой к оптимизации сайта, т.к. их контент, очевидно, не удовлетворяет пользователя.

Вместо сравнения простого числа просмотров целесообразнее отследить изменения в количество запросов за некоторый промежуток времени. Снижение интенсивности запросов конкретной страницы по сравнению с предыдущим периодом (например, по отношению к тому же месяцу в прошлом году) скорее всего означает, что содержание страницы уже не так актуально, и нужно переработать контент. Напротив, рост обращений поможет описать новые потребности пользователей. Таким образом можно переработать контент в соответствии с изменившимися предпочтениями.

Однако анализ на уровне страниц отвечает в основном на очень специфические вопросы. Исследуя сайт целиком, нужно выбрать критерии, сгруппировать страницы по ним и потом уже сравнивать их популярность.

Рассмотрим, например, сайт телекоммуникационной компании. Отнесем все страницы, которые упоминают мобильную телефонию, к группе «Мобильные средства связи» и сравним их популярность со страницами из группы «Стационарные сети» (швейцарские и немецкие телекоммуникационные компании занимают обычно несколько сегментов рынка телекоммуникаций; например – стационарные сети, мобильная телефония, кабельное вещание, Интернет – ред.)

Логичная систематизация контента сразу показывает, какие темы перекликаются и вызывают наибольший интерес посетителей.

Эффективнее всего скомбинировать группы контента таким образом, чтобы при анализе легче просматривались подгруппы – такой подход позволяет получить более детальные результаты.